четверг, 26 апреля 2018 г.

Дирижер театра

дирижер театра

В 1908 году вторым дирижером театра стал Н. А.Малько, вместе с Направником работавший над постановкой «Золота Рейна» и других опер вагнеровского цикла. Он дирижировал также рядом русских опер, в том числе первой после сорокапятилетнего промежутка времени новой постановкой «Каменного гостя» в 1917 году. Несколько суховатый и академичный Малько отличался высокой культурой и точностью выполнения авторского замысла.

В противоположность ему Альберт Коутс, работавший в Мариинском театре с 1910 года, был дирижером яркого и бурного темперамента, иногда перехлестывавшего через край, в чем его упрекала критика. Но несмотря на допускавшиеся им порой преувеличения, Коутс умел увлечь и исполнителей и публику. «Прекрасный дирижер и музыкант, необыкновенно работоспособный, полный энергии и огня» — так характеризует его Похитонов. К высшим достижениям Коутса в оперном репертуаре принадлежат «Хованщина», «Сказка о царе Салтане», «Электра» Рихарда Штрауса.

В Большом театре на протяжении четверти века во главе оркестра стоял Н. К.Альтани — хороший профессионал и знаток своего дела, умевший достигнуть общей слаженности звучания, но не обладавший ярким дирижерским дарованием. Критика упрекала его, в частности, в недостаточной тонкости и форсировании оркестровой звучности.

Уход Рахманинова из театра в начале 1906 года, вызванный разными причинами как личного, таки более общего характера, не позволил осуществить вынашивавшиеся им планы постановки «Садко», «Сказания о невидимом граде Китеже» и других монументальных образцов русского оперного искусства. Эти оперы увидели свет на сцене театра уже при новом дирижере.

С осени 1906 года должность главного дирижера Большого театра занял В. И.Сук, составивший себе к тому времени солидную репутацию работой в оперных театрах Киева, Харькова и других городов, а также неоднократными выступлениями во главе различных частных антреприз в Петербурге и Москве. «Прекрасный музыкант, композитор и дирижер стиля Направника, но более живой и темпераментный», — пишет о нем Похитонов.